feldman2010 (feldman2010) wrote in photo_discuss,
feldman2010
feldman2010
photo_discuss

Благозвучный вой Сирен

В фотографии большое горе...
Нет, сегодня ничего трагического не случилось, мы ничего не утратили. Но мы ничего и не приобрели за многие десятилетия антифотографического террора со стороны советской журналистики и продолжаем ничего-не-приобретать вот уже два десятилетия после...

Собственно, фотографии до советской власти дела нет, и не было и уж точно никогда не будет. Но советам до фотографии есть. Понятно, раньше, фотография, как младшая сопливая(по советским меркам, разумеется)сестренка"пропагандиста и агитатора" кино, была на подхвате агитпропа. "Он" ее идеологически и кадрово воспитывал в духе заветов. Время заветов кончилось, но кадры остались и воспитывают они на факультетах журналистики, в периодике и прочих спальных местах это все еще продолжается.

Но что продолжается?
Агитпропа, в том советско-потемкинском духе, уже нет. Откуда же еще отдает гнильцой, от чего так и несет трактирным студнем для народа?

Оглядываемся...

Видим несметное число маленьких и больших подобий как бы "журналов "Советское фото" с тем же сопливым лицом сайтов и блогов.
Почему?

Захирела, обрусела, охляла фотография? Так нет же... Есть еще богатыри. Их прозревающие,пламенеющие взоры фотографические яростно ищут зрителей для своих фотографий и...не находят. Нет, что вы, что вы, никакого упадка изобразительных нравов или оскуднение художественной культуры. И пишут, и говорят, и фотографируют, и смотрят... Но зрителя нет.

Зритель ведь - феномен культуры, а не пробегающий вдоль выставочных прямоугольников на веревочках скорочитающий демографен или поликультург, равно как и листающий электронные листки чмуронг интересант. Зритель - самоё культурное начало и тело страстей художественных.
Но кто он?
Истекающий страстями эстет? Нет.
Ненасытный чувственно-полиморфный художественный сластолюбец? Нет...

Средний (пусть простят не средние...) зритель застыл на пороге класса культурно-эстетического ликбеза и немощно пытается узреть сияние произведений в тусклых рядах вывешенных произведений. Они все тусклы для него (или нее..., прошу простить милых дам) Их внутренний свет не вызывает у зрителя созерцательные откровения, если не было указано ему, что "в них есть свет". Средневзвешенному зрителю невозможно тратить усилия на впечатления или предоставлять себя для впечатлений без предварительной подсказки со стороны как на то или на это следует реагировать.

Нынешний зритель безволен в ощущениях возвышенного. Он эстетствует по предварительному сговору со специальной литературой, пришлыми из прошлого культурными установками. Его серое вещество мозга отдано на откуп всяко-разным бредятинам о фотографической культуре... Даже и не посещая приемы, он бомонден донельзя, ибо побаивается казаться белой вороной, желает чувствовать себя в соответствии и в неглубоком (за недостатком времени от забот), но "приличным обществу" понимании того, к чему как нужно относится и что чем называть.

Потому это и не зритель, а... Да, да он и есть носитель вот того самого злосчастного имени - "потребитель"
Он потребляет и художественную фотографию, и нехудожественную равно и в одной упаковке зрелищ, ничем не хуже, чем макароны с колбасой и соусом из чего-нибудь.

Зрителя нет. "Видеть, значит понимать"- вот сущность "нашего" нафаршированного всякими знаниями белиберды зрителя. Его сомнения и наслаждения предвзяты с чужого плечаю. Но даже и в заданной своей вторичности они подсознательно ограничены средой, проросшей в них прошлыми десятилетиями приспособления культуры.

Если кто-то вдруг решит развеять мои утверждения ссылками на западную потребительскую культуру, которая не в меньшей, а порой и в большей степени ангажирована "полуневежеством", соскальзывающим в "полное, наконец", то я сразу, не ожидая выпадов, разоблачусь сам.

Да, там зритель тот же. Почему делаем такой вывод? Да потому, что разглядывая прилавки магазинов мы можем догадываться о том, что носят и едят люди, посещающие их.
Какие фотографии смотрят зритель там, на западе, с которым мы издревле сравниваем собственные достижения? Те же,- осмелюсь доложить. И фотографии они рассматривают те же и пишут то же, и читают такую же лабуду от своих поденщиков своих культурных мероприятий.

Если мы полагаем, что советская культура была только советской, то глубоко заблуждаемся. Тот модернизм, который так бичевала "родная" в те времена партия и даже показательно давила бульдозерами, вырос здесь, у нас. И, когда наиболее смелых выперли на запад, они там оказались вполне приемлемыми. Но и здесь модернизм не кончился с запретами. Укоренился и местами сроднился с "правильным". Это не в пользу и не против модернизма написано, но для понимания того, что мировой культурный процесс един.

Культура имеет своеобразие и особенности потребления, но в целом и на Суматре жлоб вполне узнаваем как жлоб, пусть он будет хоть и в Нью-Йорке, в Москве, в Киеве или каких-нибудь Опеньках под каким-нибудь Жлобогородище.

Жлобство - не культурные феномен, но признак достижения убожества от разбавления культурного концентрата чистыми водами невежества. Противно только то, что ни один нормальный человек не видит в себе недостатки вкуса и культуры.

Есть только один критерий, лакмусовый индикатор - отношение к классике. Если на тебя классика впечатления не производит, начинай искоренять в себе вот то пошлое и никчемное, вбитое с "младых ногтей" родственниками, учителями, окружением с их мелочными, а порой низменными интересами. Искоренение культурных пробелов проходит нелегко, но бескровно и безболезненно. Учиться нужно чувствовать. И ходить смотреть, но классику в первую и главную очередь.

Сальвадор Дали советовал живописцам научится писать картины так, как это делали классики, а потом уж делать что захотят. "И вас поймут",- говорил он. Это в полной мере касается и зрителей.

Ведь в Толстовской триаде искусства: художник-произведение-читатель (зритель), выпадение любого из звеньев разрушает художественную культуру.

Как тут не пожелать: хорошего вам вкуса, уважаемые...
Tags: зритель вкус жлобство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments